Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида»» созданы необходимые условия, для целенаправленной работы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить заданные задачи.

Все помещения оснащены технологическим оборудованием, учебно-наглядными пособиями, мягким и твердым инвентарем, соответствуют требованиям и нормам правил пожарной, санитарно-гигиенической безопасности и эпидемиологическому режиму.

Материально-технические условия обеспечивают:

  1. возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
  2. выполнение  ДОО   требований    санитарно­-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного       питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21:
  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • оборудованию и содержанию территории;
  • помещениям, их оборудованию и содержанию;
  • естественному          и          искусственному       освещению помещений;
  • отоплению и вентиляции;
  • водоснабжению и канализации;
  • организации питания;
  • медицинскому обеспечению;
  • приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность;
  • организации режима дня;
  1. выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
  2. выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
  3. возможность для      беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам инфраструктуры ДОО.

При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их физического и психического развития.

ДОУ оснащено полным набором оборудования для различных видов детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками, озелененной территорией.

ДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для      всех    видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

  • помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
  • оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;
  • мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный    инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
  • административные помещения, методический кабинет;
  • помещения для занятий специалистов (учитель-логопед);
  • помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе медицинский кабинет; оформленная территория и оборудованные участки для прогулок.

ЦЕНТРЫ В ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

№ п/п

Наименование

Содержание

Интеграция образовательных областей

1.

Центр двигательной активности

Организация игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности         в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке,

всей территории детского сада.

  • «Физическое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Речевое развитие»

2.

Центр безопасности

Организация                     образовательного процесса для развития у детей навыков                                              безопасности жизнедеятельности — картинки, плакаты, литература, атрибуты.

  • «Физическое развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-

коммуникативное развитие»

3.

Центр игры

Организация сюжетно-ролевых детских игр — оборудование для игр,                     предметы-заместители, костюмы, атрибуты.

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Художественно- эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие»

4.

Центр конструирования

Организация                       конструкторской деятельности — разнообразные виды     строительного     материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационные материалы.

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Художественно- эстетическое развитие»

5.

Центр логики и математики

Формирование                             элементарных

математических                                           навыков и логических операций — разнообразный                          дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационные материалы.

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-

коммуникативное развитие»

6.

Центр экспериментирования

Организация наблюдения, поисково- экспериментальной                                         и трудовой деятельности детей — игровое

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • оборудование,     демонстрационные материалы, дидактические пособия.
  • «Социально- коммуникативное развитие»

7.

Центр познания и коммуникации

Организация расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-

коммуникативное развитие»

8.

Центр «Книжный уголок»

Воспитание     любви    и    интереса к художественному                                        слову, удовлетворение познавательных потребностей   —    художественная и документальная литература для детей, обеспечивающая духовно- нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров

художественной литературы

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Художественно- эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие»

9.

Центр театрализации и музицирования

Организация                             музыкальной и театрализованной деятельности детей — детские музыкальные инструменты,                                                                   театральные костюмы, атрибуты, предметы- заместители, декорации, ширма

  • «Художественно- эстетическое развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Физическое развитие».

10.

Центр уединения

Организация     пространства                       для снятия                       психоэмоционального

напряжения обучающихся

11.

Центр коррекции

Организация                                совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с обучающимися с ОВЗ, направленной на коррекцию имеющихся у них нарушений

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Физическое развитие».

12.

Центр творчества

Организация                            продуктивной деятельности обучающихся — рисование, лепка, аппликация, художественный труд

  • «Речевое развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Социально- коммуникативное развитие»;
  • «Художественно- эстетическое развитие»

микроцентр «Физкультурный уголок»

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

- оборудование для ходьбы, бега, равновесия

- для прыжков

- для катания, бросания, ловли

- для ползания и лазания

- атрибуты к спортивным и подвижным играм

- нетрадиционное оборудование

микроцентр «Уголок природы»

Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

- календарь природы

- комнатные растения в соответствии возрастными рекомендациями

- сезонный материал

- паспорта растений

- макеты

- литература природоведческого характера

- материал для экспериментирования

- обучающие и дидактические игры

- инвентарь для трудовой деятельности

- аквариум

микроцентр «Уголок развивающих игр»

Расширение познавательного сенсорного опыта детей

- дидактические игры

- настольно – печатные игры

- познавательный материал

- материал для экспериментирования

микроцентр «Строительная мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

- напольный строительный материал

- настольный строительный материал

- конструкторы пластмассовые

- конструкторы металлические

- мягкие строительные модули

-транспортные игрушки

микроцентр «Игровая зона»

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

- атрибутика для сюжетно- ролевых игр («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта»)

микроцентр «Уголок безопасности»

Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности

- Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП

- макеты улиц

- дорожные знаки

- литература на данную тематику

микроцентр «Национального быта и творчества»

Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта

- государственная и республиканская символика

- образцы костюмов народов Поволжья

- наглядный материал: альбомы, картины, фотографии и др.

- предметы быта народов Поволжья

- национальные игрушки

- детская художественная литература народов и авторов Поволжья

микроцентр «Книжный уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

- детская художественная литература в соответствии с возрастом

- иллюстрации по темам образовательной деятельности

- материалы о художниках – иллюстраторах

- портреты поэтов и писателей

микроцентр «Театрализованный уголок»

Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

- ширмы

- костюмы

- предметы декорации

микроцентр «Творческая мастерская»

проживание и преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

- наличие цветной бумаги и картона

- достаточное количество ножниц, карандашей, красок, пластилина и т.д.

- бросовый материал

- альбомы – раскраски

- наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями

- предметы народно – прикладного искусства

микроцентр «Музыкальный уголок»

Развитие творческих способностей и самостоятельной ритмической деятельности

- детские музыкальные инструменты

- портреты композиторов (старший возраст)

- магнитофон

- аудиозаписи

- музыкальные игрушки

- музыкально – дидактические игры и пособия

В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.

В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.
В группе представлены все необходимые пособия, игрушки и дидактический материал по уголкам развития для полноценного образовательного процесса.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Предметно-развивающая программа  «Сказки фиолетового леса» по технологии В.В. Воскобовича  – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Фиолетовый Лес содержит сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов

Музыкальный зал - это визитная карточка детского сада. Здесь
проходят не только организованная образовательная деятельность с детьми,
но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей,
сотрудников и родителей.
Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную
деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности.
Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь
осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента - фортепиано В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС
«глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.
Естественное освещение - 5 пластиковых окон
Напольное покрытие - ламинат
Наличие системы пожарной безопасности имеется.
Музыкальный зал находится на втором этаже, удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям.
В зале поддерживается необходимый температурный режим. Проводится систематическое проветривание, влажная уборка. Большое внимание уделяется оформлению задника сцены, особенно во время проведения праздничных утренников.
При входе в музыкальный зал, оформлен наглядный стенд для родителей и педагогов, где собрана информация о музыкальном воспитании, занятиях, консультации, а также на стене имеется красочная наклейка, где можно сфотографироваться после праздника.

Наличие оборудованных объектов спорта

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА:
Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Физкультурный зал предназначен для проведения различных форм физкультурно-оздоровительной работы, для приобщения к здоровому образу жизни.
Задачи:
Оздоровительные  направлены на гармоничное психофизическое развитие ребенка (поддержание бодрого и жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие), охрана и укрепление здоровья детей,  повышение работоспособности организма  приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные  направлены на развитие двигательных умений и навыков воспитанников, на развитие  психофизических качеств ребёнка (ловкости, быстроты, выносливости, силы и т.д.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений, формирование знаний о видах спорта и собственном теле, об оздоровительном воздействии физических упражнений  на организм, усвоение спортивной терминологии, формирование основ физической культуры, расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям (ходьба, бег, умение прыгать с места и с разбега, метание, лазание, движения с мячом).
Воспитательные направлены на воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, на воспитание положительных нравственно-волевых качеств, на бережное отношение к спортивному оборудованию и имуществу.
ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ.                                        
Физкультурный зал располагается на втором этаже, предназначен для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, спортивных развлечений, подвижных игр, индивидуальной работы с детьми. В спортивном  зале имеется оборудование для занятий спортом (шведская стенка, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, тренажеры, фитболы, батуты  и т.д.)  В физкультурном зале имеются шкафы для хранения спортивного оборудования и имеется рабочая зона для инструктора по физкультуре (письменный стол).

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых воспитатель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В нашем детском саду широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия ; наглядность должна быть эстетически выполнена; также она должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на  доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово воспитателя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В МДОУ "Детский сад №83 комбинированного вида" используются следующие средства обучения и воспитания: печатные, визуальные (зрительные), механические визуальные приборы, электронные образовательные ресурсы, аудиальные (слуховые),  аудиовизуальные (зрительно-слуховые), средства, автоматизирующие процесс обучения, словесные, спортивное оборудование.

О средствах воспитания

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Воспитанники, дети – инвалиды и лица с ОВЗ доступ  к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям  не имеют.

Учреждение укомплектовано современным информационно-техническим оборудованием:  компьютеры; принтеры; многофункциональное устройство принтер/ сканер/ копир, музыкальный центр; магнитофон;  ноутбук – 2 шт. мультимедийная установка – 1 шт.; цифровая лаборатория “Наураша”

Музыкальный зал оборудован проектором, музыкальным центрам, пиано, акустической системой. В Учреждении имеются сканеры, ламинатор, брошюратор, принтеры и др.  Компьютеры   имеют выход в интернет для работы с отчетной документацией, электронной почтой; планирование и мониторинг учебно-образовательной деятельности, осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, оформление педагогического опыта.

В своей работе сотрудники детского сада используют:
-Операционную систему MS Windows,
-Офисный пакет MS Office,
-Антивирус Kaspersky Anti-Virus,

-Специализированные программы:

-АИС комплектование образовательных учреждений, реализующих дошкольную образовательную программу» (Регистрация заявлений о приеме детей в дошкольные образовательные учреждения в Электронном реестре)

-Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Размещение информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг)

-Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (Официальный сайт создан с целью повышения открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также об их деятельности и имуществе.)

Доступ воспитанников к электронным ресурсам не осуществляется.

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации.
Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. 
Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе:

1. Разработка мультимедийных презентаций

2. Использование сети Интернет

3. Использование компьютерных игр в образовательной  деятельности

4. Изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся нет доступна
– собственные электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) не имеет
–сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы (при наличии) не имеет

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных библиотек

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie